Заманчивые фотографии еды, которые вызывают у зрителей пристрастия, часто пренебрежительно называемые «пищевым порно», являются одним из самых популярных материалов в современных цифровых медиа. Я утверждаю, что термин скрывает различные способы взаимодействия со зрителем. В частности, пищевое порно позволяет нам участвовать в кросс-модальных вкусовых представлениях определенного типа, а способность изображения допускать такие представления может способствовать его художественным достоинствам.
Обзор феномена «пищевое порно»
Удовольствие от еды находится в центре множества человеческих занятий и страстей. Одержимость пищей, по-видимому, нарастает в начале 21 века, когда профессиональная кулинарная критика была дополнена культурой гурманов, где энтузиазма достаточно, чтобы сделать человека приемлемым участником. С появлением цифровых медиа критика и презентации продуктов питания стали одними из самых популярных материалов на этих платформах.
Особенно любимым контентом является стилизованная фотография еды, которая занимает видное место на таких сайтах, как Pinterest, Instagram и Twitter, но не ограничивается ими. Помимо сайтов социальных сетей, такие же возбуждающие образы можно найти в кулинарных книгах и кулинарных журналах.
Популярность фотоснимков обычно коррелирует со степенью его изображения кулинарных излишеств, особенно высококалорийных продуктов. Поскольку просмотр этих картинок имеет тенденцию вызывать приятное сенсорное возбуждение, к ним применяется ярлык «пищевое порно».
Этот термин восходит к книге Розалинды Кауард «Женское желание» в контексте феминистской критики. Однако термин «гастропорнография» появился в New York Review of Books еще в 1977 году и использовался для обозначения фото еды в поваренных книгах, которые должны были усиливать волнение по поводу изображаемой еды, вызывая чувство недостижимости.
В этом смысле термин «гастропорнография» близок по значению к «пищевому порно», которое нас здесь интересует. Как настоящая порнография вызывает сексуальное желание в обстановке, где стимул не является «реальным», а его преувеличенным образом, так и фуд порно вызывает тягу к еде, когда сам стимул не настоящий, а только его приукрашенное изображение.
Это понятие не ограничивается неподвижными изображениями. Видео о приготовлении и приеме пищи также заслуживают этого, что усложняется тем фактом, что люди часто изображаются вместе с едой. Также может быть словесная порнография еды, примером которой могут служить описания еды в некоторых романах.
В случае движущегося изображения сексуальная аналогия также может быть подчеркнута путем изображения процесса приготовления (измельчение, замешивание и еда) таким образом, чтобы подчеркнуть его сходство с сексуальной активностью. Некоторые люди, которые смотрят видео о еде, могут смотреть их из-за человека, а не из-за изображенной пищи.
Есть и интересные сложные случаи. Например, мукбанг, популярное в Южной Корее видео, показывает людей, которые едят перед камерой, принимают пищу в огромных количествах. Поскольку кажется, что мукбанг выполняет множество функций для своих зрителей — отгоняет одиночество, имитирует общественное питание, помогает избежать ожирения, восхищается едоком — трудно сказать, можно ли его квалифицировать как пищевое порно.
В последнем случае следует сосредоточить внимание на изображаемой пище и на ее возбуждающих аспектах. Этот аспект питания может быть совершенно неуместным для мотивации зрителей смотреть видео о мукбэнге. Кроме того, видеоролики о проблемах с питанием, популярном виде развлечения в Интернете, хотя и изображают еду, сосредотачивают внимание зрителей на способностях и реакциях едока, а не обязательно на привлекательности самой еды.
В этой статье я ограничиваю свое внимание фотографиями еды без человеческого сопровождения, такими как те, которые публикуются в Instagram и Pinterest. Основное внимание здесь будет уделяться только сенсорному содержанию фуд порно, то есть самой пище. Несмотря на относительную неясность концепции, мы все же можем сказать, что «пищевое порно» по своей сути обозначает стилизованное фотоснимки еды таким образом, чтобы оно должно было возбуждать и волновать зрителя. Я сосредотачиваюсь на фотографиях, потому что они является основным средством демонстрации гастрономического порно, но это можно распространить и на видео.
Главный вопрос заключается в том, в чем состоит приятное возбуждение, которое люди получают от просмотра food porno. Предполагая, что возбуждение – это то, что часто получают от пищевого порно, я не предполагаю, что каждый, кто смотрит фуд порно, имеет в виду гедонистические цели. Вопрос заслуживает философского интереса, потому что, на первый взгляд, в таком возбуждении есть что-то загадочное. Это вызывает недоумение, потому что люди смотрят не на еду, а только на ее (буквально) безвкусное представление. В конечном итоге данные изображения не обладают никакими вкусовыми качествами.
Однако людям, кажется, нравится их смотреть, потому что изображенная еда выглядит аппетитно и вкусно. Я так понимаю, что-то выглядит восхитительно, если оно имеет аромат, который делает его восхитительным. Таким образом, выглядеть восхитительно — значит обладать вкусовыми качествами, а это говорит о том, что людей привлекают food porno изображения, потому что они получают вкусовое удовольствие от того, что они видят на изображении. Но как можно получить такое удовольствие от того, что действительно лишено вкуса?
Учитывая загадку, я попытаюсь пролить свет на наше взаимодействие с пищевым порно, чтобы понять его широко распространенную привлекательность. Осмелюсь возразить, что психологическая структура, лежащая в основе приятного возбуждения людей, на самом деле довольно сложна. В частности, я утверждаю, что характерное удовольствие, которое они получают от фуд порно, обеспечивается тем, что я называю «конструктивным вкусовым воображением».
Представляя ароматы в ответ на визуальные свойства изображения, люди могут получать удовольствие от просмотра фотографий еды, а, конструируя эти воображаемые ароматы, люди могут наслаждаться тем, что им, возможно, даже не понравится в реальной жизни.
Другая цель статьи — выяснить, заслуживает ли пищевая порнография, поскольку она позволяет нам заниматься конструктивными вкусовыми представлениями, какой-либо эстетический интерес. На первый взгляд ответ может показаться отрицательным. В конце концов, разве не стоит смотреть эти фотографии только для того, чтобы пробудить голод?
Фуд порно функционирует как сверхнормальный стимул, который удерживает зрителей в плену, но не задействует их критические способности и не требует какой-либо различающей чувствительности, чтобы оценка стала возможной. Кажется, есть автоматизм в поведении бездумного щелчка от одного изображения пищи к другому. Однако в этой статье я буду утверждать, что такое отклонение недальновидно, потому что вкусовые представления, которые предоставляет food porno, делают его в интересных отношениях похожим на то, как мы относимся к произведениям искусства. Таким образом, чтобы понять художественный потенциал пищевой порнографии, нам необходимо понять психологический отклик, который она вызывает.
Категория и понятие food porno
Почему нужно проявлять интерес к пищевому порно как к особой категории? С одной стороны, можно утверждать, что использование термина «порно» в контексте фуд-фотографии больше сбивает с толку, чем проясняет. Строго говоря, кулинарное порно – это не форма порнографии. Порнография включает в себя фотографии, на которые ее аудитория обращает внимание, чтобы получить сексуальное возбуждение или удовлетворить себя, или которые создаются с целью сексуального возбуждения.
Поскольку сексуальное возбуждение – далеко не типичная реакция зрителей на фуд порно, очевидно, что пищевая порнография не считается порнографией в строгом смысле этого слова. Еще одно различие между кулинарным порно и секс-порно состоит в том, что последнее можно критиковать с моральной точки зрения. В конце концов, это связано с изображением людей, возможно, унизительным и объективным образом. Однако нельзя объективировать еду. Может быть, тогда лучше просто поговорить о привлекательной фуд-фотографии?
С другой стороны, существует также «порно» в общем смысле, охватывающее гораздо больше типов репрезентаций, чем представлений о еде или сексе. В социальных сетях вы можете встретить термин «порно», связанный с широким спектром фотографий, поскольку потребители навязчиво смотрят его. Результирующие хэштеги варьируются от #baseballporn и #carporn до #catporn и #yarnporn. Но почему тогда мы должны сосредоточиться на пищевом порно, в частности, если общее понятие гораздо шире?
В недавней статье Нгуен и Уильямс (готовится к печати) утверждают, что «порно» в общем смысле означает все те представления, которые используются для немедленного удовлетворения, таким образом, что никто не должен нести затраты на взаимодействие с тем, что представлено. Я думаю, что в качестве объяснения общего значения их рассказ правдоподобен и что «пищевое порно» действительно обозначает изображения, которые нравятся людям, не сталкиваясь с последствиями фактического приготовления пищи и еды.
Однако цель данной статьи – выявить отличительные особенности репрезентаций, обозначенных как «пищевое порно», и общего значения для этой задачи недостаточно. Кроме того, акцент на непосредственности удовлетворения добавляет уничижительный оттенок термину «пищевое порно», который скрывает тот факт, что реакция человека на кулинарную порнографию может быть довольно сложной, о чем я расскажу ниже.
Таким образом, может показаться, что если мы рассматриваем порнографию в ее конкретном смысле, food porno не считается таковой, но в ее общем смысле не выделяется среди бесчисленных порнографических категорий. В этом разделе я приведу несколько причин думать, что он действительно выделяется.
Первая причина выбора фуд порно как теоретически интересной категории заключается в том, что можно с уверенностью сказать, что она имеет более универсальную привлекательность, чем большинство других тегов #porn.
Влечение к изображениям еды является более широким человеческим предрасположением, чем, например, влечение к изображениям пряжи или бейсбола. Было высказано предположение, что люди находят естественное вознаграждение при рассмотрении пищи, как реальной, так и воображаемой, что предполагает, что «визуальный голод» по еде является эволюционной адаптацией. Таким образом, «пищевое порно» выделяется среди других категорий «порно» в социальных сетях тем, что является не просто объектом нишевого интереса.
Во-вторых, существуют глубокие параллели между реальной порнографией и фотоснимками пищевого порно. Часто они заслуживают одних и тех же предикатов. Как и настоящая порнография, фуд порно можно охарактеризовать как непристойное и даже отвратительное, но также как возбуждающее и похотливое. Например, есть что-то непристойное в изображениях, на которых изображены чрезмерно жирные и сладкие продукты, такие как несколько жирных гамбургеров или пиццы, положенных друг на друга, точно так же, как есть что-то непристойное в картинках явных половых актов. Как настоящее порно, так и порно с едой могут вызвать у зрителей сильное возбуждение, что иногда идет вразрез с их здравым смыслом и бросает вызов их самоконтролю.
Также существует тесная связь между сексуальным и вкусовым аппетитом. Поскольку кулинарное и настоящее порно похожи в этих отношениях, фуд порно выделяется среди других категорий #porn, и в этом случае параллели с реальной порнографией являются поверхностными.
Кроме того, загадка, которую порождает food porno, имеет аналог в случае реальной порнографии. Как отмечалось во введении, привлекательность пищевого порно вызывает недоумение, поскольку само изображение не имеет вкусовых свойств. Продовольственная порнография и настоящая довольно похожи в этом отношении, потому что привлекательность последней также не сразу понятна. В конце концов, хотя удовольствие, получаемое от порно-симплицитера, кажется сексуальным, это не то, что может позволить себе половой акт.
Прежде чем двигаться дальше, я хотел бы отметить, что, несмотря на сходство, фуд порно – явление несколько более сложное, чем настоящее порно. Когда мы рассматриваем парадигматическую порнографию, то зрители смотрят ее ради сексуального освобождения. Порнография обычно служит материалом для мастурбации, и с ней связана мотивация смотреть порно: после освобождения также нет мотивации и никакого удовольствия от просмотра.
Предполагается, что именно цель получения освобождения имеет значение в случае порнографического взаимодействия, и это, по крайней мере, частично объясняет влечение людей к порно: последнее функционирует как подходящий стимул к (солипсистской) сексуальной активности. Однако в случае просмотра гастрономического порно нет четкого аналога мастурбации. Могут быть ситуации, когда зритель ест что-то вместе с просмотром food porno, но, по-видимому, это не то, что обычно происходит, и зрители смотрят его не ради еды. Приятное возбуждение, которое человек получает от просмотра, испытывает больше недостатка в немедленных вкусовых наградах, чем возбуждение, которое человек получает от порно-симпликатора. Из-за этого призыв к объяснению того, почему люди испытывают приятное возбуждение, более актуален в случае фуд порно, чем в случае реального порно.
[wp_show_posts id=”10474″]