Фотографии еды в кулинарных книгах прошлого

Сегодня у нас есть Instagram, который можно благодарить (или, возможно, винить) за распространение фотографий тостов из авокадо. Но было еще одно, гораздо более раннее, изобретение в области фуд фотографии, которое впервые познакомило нас с этим фруктом.
В 1940-х годах такие бренды, как Crisco и Aunt Jemima, начали выпускать «кулинарные книги» — бесплатные рекламные брошюры, содержащие рецепты, сопровождаемые яркими фотографиями блюд и напитков, рекламирующими их продукты. «Во многом они изменили установленные привычки питания, особенно в Америке», — объясняет Сьюзен Брайт, автор недавно опубликованной книги Праздник для Глаз. Такие продукты питания, как авокадо и апельсиновый сок, действительно вошли в повседневный пищевой рацион именно через эти кулинарные фотокниги.
Работа Брайт, в которой описывается история еды в фотографии, показывает, что предметы исследования были переплетены почти два столетия — с самого рождения самой фотографии. Самая первая фуд съёмка была сделана аж в далеком 1826 г. А одна из первых фотографий с пищей в качестве основного предмета, натюрморт с изображением корзин персиков и ананаса Уильяма Генриха Фокса Тальбота, была выполнена в 1845 г. В те дни на фотографии продуктов питания в значительной степени влияли картины натюрмортов. На многих фотоснимках присутствовали фрукты, играющие традиционную символику: виноград для избытка или персики для плодородия.

Фотография еды, натюрморт из персиков и ананаса в корзинах на столе

Одна из первых в истории фуд-фотографий «Натюрморт с фруктами», Уильям Генрих Фокс Тальбот, 1845

Поскольку в поваренных книгах, как правило, не хватало иллюстраций, а реклама все еще находилась в зачаточном состоянии, фуд съемка в XIX веке по умолчанию просматривалась через художественную призму. На рубеже 20-го века такие новаторы, как Пол Странд, пытались отойти от конвенций традиционных натюрмортов. Вместо этого Стрэнд создавал визуальные образы под впечатлением картин художников-модернистов того времени, включая Пол Сезанна, Анри Матисса и Пабло Пикассо.
Десять лет спустя, в 1927 году, Эдвард Стейхен снова разделил ассоциацию фотографии еды с исторически сложенными живописными традициями. По заказу корпорации Stehli Silk, для оригинального узора своей американской серии шарфов он аккуратно разместил кубики сахара в ряды и подсветил их сзади, чтобы создать жесткие пересекающиеся тени. «Это изображение в самом деле о форме, образе и тени», замечает Сьюзен Брайт. «Он теряет всякую естественную коннотацию, и теперь речь идет о динамизме и дизайне».
С введением цветной рекламы в середине 1930-х годов стили начали меняться. Фотосъемка еды перестала быть исключительно изобразительным искусством — теперь рекламные изображения создавались для стимулирования продаж продуктов и услуг. Это была эпоха кулинарных книг, каждая из которых содержала от трех до четырех страниц фотографий, выполненных по технологии Техниколор (Technicolor — склеивание черно-белых диапозитивов, выкрашенных в красный и зелёный цвета).

Фотография лемонада и фруктового салата из кулинарной фотокниги

Продуктовая фотография из кулинарной книги «Праздник для глаз», 1943 © Nickolas Muray Photo Archives, Courtesy George Eastman Museum

Работа Николаса Мурая, фотографа из Венгрии, нанятого популярным женским журналом McCall’s, рассказывает об этих ярких инсталляциях. «Его фотоснимки были необычными, — говорит Брайт. «Это были большие, перегруженные кушаньями столы, которые, как мы можем наблюдать, повлияли на эпические и бессмысленные праздники Бетти Крокер, не имеющие ничего общего с приемом пищи».

Фото портрет американской актрисы Мэрилин Монро на диване с натюрмортом из свежих фруктов

Портрет актрисы Мэрилин Монро с натюрмортом из фруктов © Nickolas Muray, 1952

Чтобы сохранить аппетитный внешний вид еды под жестким прямым освещением, получить яркие и насыщенные цвета, на пищу распыляли лак для волос или политуру. Во время продуктовой съёмки пивную пену заменял мыльный раствор, а клей — овсяное молоко. И, конечно же, ничто из этого не было съедобным. По словам Брайта, только в 1990-х годах в коммерческих журналах и кулинарных книгах произошли «настоящие перемены». Натуралистические, документальные стили заменили театральные, переполненные искусственной постановкой из предыдущих десятилетий. Пища снова стала выглядеть съедобной.
Одним из пионеров нового стиля была кулинарная книга White Heat (Белая Жара) с фотоснимками Боба Карлоса Кларка и шеф-повара Марко Пьера Уайта. «Очень высокая французская кухня никогда раньше так не фотографировалась», — высказывается Сьюзен. Гламурные документальные снимки изысканной еды были поданы начинающим шеф-поваром знаменитостей. «Этот большой парень с длинными волосами, сложенный как атлет, делает действительно очень маленькие порции. Это было сексуально, в стиле настоящего мачо».
«Это был момент, — говорит она, — когда кулинарные книги стали больше похожими на фото книги».

Работа фуд стилиста для подготовки колбасных блюд с фотосъёмке, сосиски в образе посетителей показа мод

Сосисочный фотопроект с мясными продуктами Wurst Series, Fashion Show, 1979 © Peter Fischili, Davis Weiss

Поваренные книги теперь приближались к статусу предметов искусства, но сами художники долгое время включали еду в свою работу. Швейцарские художники Питер Фишли и Дэвид Вайс создали свою «Wurstserie» (от немецкого «Колбасная серия») в 1979 году, стилизовав колбаски и солёные огурчики под покупателей ковровов или посетителей показа мод. Такую же игривую, сюрреалистическую энергию можно найти на фотографиях Сиана Боннелла на протяжении двух десятилетий спустя — кусочки болонской колбасы, украшающие кухонный плинтус или яичница, окружающая туалет. Другие художники, такие как Элад Лэсри, занимались рекламной продуктовой съёмкой в художественных целях.

Художетсвенная фотография еды, свекла отражается на фоне зеркал

Натюрморт со свеклой © Elad Lassry, 2010

А потом появились фуд блоги и Instagram. «Все больше интересуются едой и делают лучше и лучше фотографии еды», — говорит Сьюзен, отмечая, что в блогах сегодня часто содержится раздел с информацией о типе камеры, настройках и источниках света. Это настоящее производство. Поэтому книги по фотографии должны быстро реагировать на это, как и журналы. Авторам популярных аккаунтов в Instagram удалось привлечь сотни тысяч последователей за их фото искусно приготовленных блюд. Социальные медиа вдохнули новую жизнь в жанр фуд фотографии.