Чувственная и сексуальная фотография Джорджа Платта Лайнса

С конца 1920-х годов до своей смерти в 1955 году Джордж Платт Лайнс (George Platt Lynes) был одним из самых успешных в мире фотографом, занимающимся коммерческой фотосъёмкой и изобразительным искусством. Его работы были включены в одну из первых выставок, где демонстрировались фотографии в Музее современного искусства в 1932 году, он был показан в чрезвычайно популярной галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке. Его фотографии для модных журналов Vogue и Bazaar, снимки танцоров в Школе американского балета, фотопортреты некоторых из наиболее важных творческих личностей эпохи автора хвалили за инновационное использование освещения, реквизита и позирования.

Автопортрет гей фотограф Джордж Платт Лайнс 1952 года, желатино-серебряный отпечаток, из собраний Института Кинси, Университет Индианы

Автопортрет фотографа Джорджа Платта Лайнса 1952 © Estate of George Platt Lynes

Но, по мнению Джорджа, его самыми значимыми произведениями были фотографии обнаженных мужчин. Тем не менее, при жизни Лайнса немногие даже знали об их существовании. Из-за преобладающего отношения к гомосексуализму, которое включало в себя криминализацию и строгие законы о непристойности, Лайнс – сам по себе гомосексуалист – был вынужден скрывать эту невероятно влиятельную и ценную работу. Эти нюансы фотографии мужской обнажённой натуры закончились тем, что породили дружбу между Лайнсом и доктором Альфредом Кинси, основателем Института исследований пола, позже переименованного в Институт Кинси в Университете Индианы. После его смерти Лайнс подарил Институту более 2300 негативов и 600 фотографий.
Динамика между коммерческими и художественными фотографиями наряду со взаимоотношениями между Лайнсом и Кинси является темой новой выставки, организованной в Музее искусств Индианаполиса в Ньюфилде под названием «Чувственный / сексуальный / социальный: фотография Джордж Платт Лайнс». В экспозиции представлено много фотоснимков, которые никогда не демонстрировались ранее. Они заполняют пробел в истории изобразительного фото искусства и служат окном в американскую культуру, когда геи, такие как Лайнс, сталкиваются с препятствиями для свободного самовыражения.

Инновационная балетная фотография Лайнса

Джордж Платт Лайнс родился в Нью-Джерси в 1907 и учился в школе Беркшир в штате Массачусетс, которую окончил в 1925. Будучи молодым человеком, Джордж увлекался фотографией, но его мечтой была карьера писателя: он издавал литературный журнал под названием «Периодические Публикации» и открыл книжный магазин в Нью-Джерси. Ни одно из этих начинаний не оказалось плодотворным, поэтому, когда ему довелось унаследовать всё фотографическое оборудование в фотостудии друга, он решил сосредоточиться на профессиональной фотографии как карьере.
Одним из школьных друзей Лайнса в Беркшире был Линкольн Кирстейн, который недавно стал соучредителем Школы американского балета с хореографом Джорджем Баланчином. Лайнс и Кирстейн возобновили своё общение, и Джордж Платт на 20 лет стал основным фотографом в танцевальной школе, которая позже будет называться «Балетная школа города Нью-Йорк».

Фотография артиста балета Джина Бабиле, сделанная в 1951 Джорджем Платтом Лайнсом, желатино-серебряный отечаток. Из фондов Института Кинси, Университет Индианы

Фотография танцора балетной школы © Estate of George Platt Lynes

Начиная с балетной фотографии, фотохудожник следовал импульсу нарушать установленные нормы и правила. В то время, как большинство фотографов производили съёмку танцоров во время выступлений, Джордж делал фотографии танцоров вне сцены, часто приводя их в свою студию. Он хотел побудить зрителя сосредоточиться на взаимодействии света, теней и формы тела. Эти изображения считаются одними из лучших балетных фотографий, когда-либо созданных. «Я считаю, что Джордж лучше других синтезировал атмосферу некоторых моих балетов», – писал Баланчин после того, как Лайнс скончалась. «Даже через сто лет его фотоснимки будут содержать всё, что запомнилось из моего репертуара».

Новаторские модные фотосессии

Модные фотографии Лайнса были не менее инновационными. Он начал фотографировать для журналов моды в 1933, чтобы пополнить свой доход. Но, благодаря новаторскому использованию реквизита и освещения, он вскоре оказался одним из самых востребованных фэшн фотографов в отрасли. Вдохновленный картинами сюрреалистов, Джордж сочетал казалось бы несопоставимые идеи и объекты, чтобы создать что-то новое. Он демонстрировал моделей в странных, иногда комичных сюжетах. На одном фотоснимке, представленном на выставке в Ньюфилде, Лайнс поместил корзину с сеном и птицами на голову девушке, которая носит блестящее, красиво сшитое платье и показывает свои идеально ухоженные ногти.

Модная фотография Джорджа Платта Лайнса из журнала Vogue 1948 © Estate of George Platt Lynes

Лайнс часто проводил модные фотосессии в своей просторной квартире на Манхэттене, которая была щедро декорирована и производила более индивидуальную атмосферу, чем фотостудия. Лайнс также мастерски манипулировал в темной комнате, работая со своими негативами и желатино-серебрянными отпечатками, чтобы добиться желаемого образа.
Портретная живопись была другой специальностью и страстью Лайнса. Джордж вёл активную общественную жизнь и был известен тем, что устраивал роскошные вечеринки, на которых присутствовали звезды авангарда.

Чёрно-былый мужской студийный портрет писателя Теннесси Уильямса Джорджа Платта Лайнса, 1944 год. Желатино-серебряный отпечаток. Из собраний Института Кинси, Университет Индианы

Студийный фотопортрет писателя Теннесси, 1944 год © Estate of George Platt Lynes

Он смог запечатлеть на своих фотографиях некоторых самых влиятельных творческих людей своего времени, в том числе писателя Теннесси Уильямса, художника Марка Шагала и композитора Игоря Стравинского. Он делал это с большим вниманием к деталям, используя реквизит и создавая оригинальные образы для своих героев.

Мужская обнажённая натура Джорджа Лайнса

И все же, самой сильной страстью Лайнса оставалась мужская ню фотография. Обнаженная мужская натура долгое время была представлена в изобразительном искусстве, в основном появляясь в религиозном, спортивном или классическом контекстах. Интерес Лайнса к греческому классическому представлению мужского тела, особенно его внимание к мускулатуре, обосновал его фотографии обнаженных мужчин в принятой эстетической традиции. На фотографиях Джорджа мужская форма представлена как красивая и желанная, добавляя совершенно новый элемент гомоэротизма.

Обнаженный мужчина, сфотографированный Джорджем Платтом Лайнсом в 1930 году в его домашней фотостудии, желатино-серебряный отпечаток

Мужская обнажённая натура, студийный портрет, 1930 © Estate of George Platt Lynes

Среди моделей Лайнса были его друзья, любовники и помощники в студии. Некоторые из них были профессиональными платными моделями, включая молодого Юла Бриннера, который позировал фотографам и рисовал в Нью-Йорке, чтобы заработать на хлеб. Лайнс брал на себя большой риск, фотографируя обнаженных мужчин, и его модели также столкнулись с рядом потенциальных негативных последствий.

Студийный фотопортрет двух обнажённых мужчин, гей фотограф Джордж Платт Лайнс, George Platt Lynes

Студийная фотография анонимных моделей, желатино-серебряный отпечаток, 1952 © Estate of George Platt Lynes

После Второй мировой войны наблюдалось усиление полицейской деятельности и подавление ЛГБТ сообществ. Если он публично выставит эти снимки, то может поставить под угрозу возможность получить коммерческую работу и подвергнуться уголовному преследованию и наказанию.
Но Лайнс определил этот фото жанр, как самый любимый. «Я сделал самые лучшие фотографии, когда работал только для удовольствия, когда мне не платили, когда у меня были полностью развязаны руки, когда у меня была модель, которая вдохновляла и волновала меня», – написал он своему партнеру Монро Уилеру в 1948 году.

Сохранение творчества и наследия фотографа

В конце 1940-х годов доктор Альфред Кинси только что опубликовал «Сексуальное поведение мужчин» и занимался созданием своей коллекции материальной культуры, связанной с человеческой сексуальностью. Кинси впервые узнал о творчестве Лайнса от писателя Гленуэя Уэсткотта. Уэсткотт, Монро Уилер и Джордж много лет находились в отношениях между собой и Уэсткотт полагал, что образы обнаженных мужчин известного фотографа могут представлять интерес для Кинси.
Кинси начал переписываться с Лайнсом по поводу приобретения его фотографий и за эти годы у обоих мужчин появилась дружба. Лайнс был благодарен за работу Кинси о разнообразии сексуальности человека. Он был очень взволнован от возможности сыграть в ней небольшую роль: «На данный момент Кинси вызывает большой интерес со всех сторон нашей жизни», – писал он своей матери в 1949. «У меня было трехчасовое интервью с ним в прошлое воскресенье… обсуждали артистов, эротику в искусстве и тому подобное… Он ведёт необыкновенную работу».
Закон Комстока, предусматривающий уголовную ответственность за отправку «непристойных» материалов через почтовую службу Соединенных Штатов, все ещё действует. Поэтому иногда Кинси ездил в Нью-Йорк, где жил Лайнс, чтобы перевезти фотографии вручную. В других случаях они использовали частные дорогие судоходные компании для доставки фотоснимков.
Когда в 1955 Лайнсу был поставлен диагноз рак легких, он задумался о своем наследии и уничтожил некоторые негативы и отпечатки из своих коммерческих фотосессий. Автор хотел, чтобы именно фотография обнажённой мужской натуры, о которой он так много всего знал, которая имела первостепенное значение в его творчестве, навсегда осталась в истории.

Фото Джорджа Платта Лайнса, сделанное в 1945 году, анонимная модель, мужское ню, обнажённая натура. Из собраний Института Кинси, Университет Индианы

Обнажённая мужская натура, анонимная модель, желатино-серебряный отпечаток, 1945 © Джордж Платт Лайнс

Кинси предложил Джорджу использовать Институт в качестве возможного хранилища отпечатков и негативов. Лайнс дал согласие, но был непреклонен в сохранении конфиденциальности личности своих моделей, чтобы они не пострадали от последствий позирования. Сегодня в Институте хранится крупнейшая коллекция отпечатков фотографа Джорджа Платта Лайнса.
Лайнс обладал уникальной способностью контролировать все аспекты создания художественной фотографии, особенно освещение, что сделало его инновационным техническим художником. Выбор объекта съёмки был ключевым для эстетики кадра, которая остается запоминающейся и вечной. Демонстрация всех героев с достоинством, изяществом и состраданием является одной из наиболее устойчивых граней его фотографического наследия.
Последующие поколения фотографов признают, насколько важен Лайнс для истории фотографии. Но из-за времени, в которое жил и творил художник, и того, как тщательно он скрывал своё творчество, которым он больше всего гордился, его имя стало менее знакомым для широкой публики. Благодаря сохранению его произведений Институтом Кинси и выставкой в Музее изобразительных искусств Индианаполиса в Ньюфилде, фотографии Джорджа Платта Лайнса будут рассматриваться и восприниматься, как особо важные и влиятельные работы в этом жанре.

1 комментарий к “Чувственная и сексуальная фотография Джорджа Платта Лайнса”

  1. В 1947 Платт Лайнс вернулся в Нью-Йорк и последующие годы он сосредоточился на мужской обнаженной эротической натуре. Это не принесло ему ни славы, ни признания, но он продолжал упорно заниматься этим, так как ему это нравилось

Оставьте комментарий